Среда
2024-05-15
9:29 AM
Приветствую Вас Гость
RSS
   
Сайт учителя географии 
Абдрахмановой Анисы
Главная Регистрация Вход
Разработки »
Здравствуйте! Я рада приветствовать Вас на страницах своего сайта! Хочу, чтобы мои творческие работы Вам понравились. Жду от Вас комментариев и отзывов.
Меню сайта

Категории раздела
6 класс [11]
7 класс [1]
8 класс [1]
9 класс [1]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 47

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » 6 класс

Атмосферное давление
2015-02-17, 7:31 PM

               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок разработан с применением элементов педагогической технологии  «Развитие критического мышления через письмо и чтение на уроках географии» к УМК Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевский.

География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. Издательство «Русское слово».
Урок по теме «Атмосферное давление» 3-ий урок в разделе «Атмосфера - воздушная оболочка Земли».

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Атмосферное давление», учебник «География. Физическая география 6 класс», авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, барометр-анероид, рисунок ртутного барометра, физическая карта России, карточки с заданиями (для всех учащихся), стакан и лист бумаги – для проведения опыта.

Цель урока:

1.Сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения, научить высчитывать атмосферное давление с изменением высоты.

2.Развивать навыки работы в паре, группе. Развивать творческие способности учащихся, самостоятельно преодолевать трудности в  учении, используя для этого методы критического мышления в проблемных ситуациях. Расширение кругозора. Привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала.

 

  1. Образовательный аспект цели урока:

- обучающийся знает, что такое атмосферное давление;

- понимает закономерности изменения атмосферного давления;

- умеет применять в стандартных ситуациях знания об атмосферном давлении;

- умеет пользоваться барометром;

- может рассчитать атмосферное давление в зависимости от высоты над уровнем

  моря.

II.     Развивающий аспект цели урока:

- развитие речи, словарного запаса обучающегося;

- развивать память, внимание, воображение;

- умение анализировать;

 

III.    Воспитательный аспект урока:

 

формирование эмоционально-ценностного отношения к учебной деятельности, к предмету;

- позитивного отношения к окружающей среде, осознания необходимости ее сохранения и рационального использования.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

- учащиеся научатся понимать закономерности изменения атмосферного давления;

- учащийся сможет определить атмосферное давление в зависимости от высоты над уровнем моря;

- получат ответы на вопросы: «Почему воздух имеет вес?”, «Сколько весит воздух?”;

- научится решать задачи на расчет атмосферного давления;

- будет объяснять причины изменения атмосферного давления.

 

Метапредметные

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умение организовать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты;

Личностные:

- овладение географическими знаниями, умениями, навыками, их  применение в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географического знания как важного компонента научной картины мира.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Место проведения: КСШ №2 села Красноусольский Гафурийского района РБ.

Дата проведения:      февраля 2015 года.

 

 

 

 

 

План урока:

I. Организационная часть урока.                        

II. Мотивация к учебной деятельности.

III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном 

      действии.

      3.1. Учащиеся формулируют цели урока.

      3.2. Демонстрация опыта учителем.

      3.3. Объяснения результатов опыта учащимися.

IV. Открытие нового знания.

      4.1. Работа с карточками в группах.

      4.2. Работа с текстом учебника.

      4.3. Просмотр видеофрагмента.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

      6.1. Самопроверка учащихся по эталону.

      6.2. Демонстрация учителем слайдов презентации для помощи ученикам.

VII. Физкультминутка.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

IX. Рефлексия.

X. Домашнее задание.

Итог урока.

 

Ход урока

I.Организационная часть урока (1 мин)

- Взаимное приветствие;

- Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Мотивация к учебной деятельности.  (2-3 минуты)

- Ребята! Давайте посмотрим прогноз погоды в Красноусольском  на сегодня.

 слайд № 1.

- С какими элементами погоды мы уже знакомы?

- Какая  t воздуха указана в прогнозе?

- Как будет меняться t воздуха в течение дня? Почему?

- Какой следующий элемент погоды мы видим в прогнозе? (АД)

- Какова же будет тема нашего урока? (АД) слайд № 2.

Тема записывается детьми в тетрадях.

III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

      в  пробном действии.  (4 мин.)

3.1. У всех на партах лежат карточки с таблицей. Наводящие вопросы учителя в работе с таблицей. Вопросы во второй колонке таблицы, надо работая в паре записать ответы на них в первую колонку таблицы. Работа с концептуальной таблицей (карточки с таблицей заранее даны учащимся).

Температура воздуха

Линии сравнения

Атмосферное давление

(это определенное свойство воздуха, определяемое количественно)

1. Что это такое?

 

В градусах по цельсию

2. В каких единицах измеряется?

 

Чтобы знать каким будет предстоящий день - холодным или тёплым

3. Зачем указывают его в прогнозах погоды.

 

Высота солнца над горизонтом, географическая широта места, высота над уровнем моря, подстилающая поверхность

4. Что влияет на его изменение.

 

 

Первую часть таблицы учащиеся  заполняют, работая парами. Учитель выслушивает ответы учащихся. По третьей колонке таблицы учащиеся самостоятельно формулируют цели урока. По третьей колонке вам нужно устно сформулировать цели сегодняшнего урока.

       Учащиеся формулируют цели урока:    (1 мин)

  1. узнать что такое АД;
  2. почему АД измеряется в мм.  рт. ст.;
  3. зачем в прогнозах погоды указывают АД;
  4. что влияет на изменение АД;
  5. учиться работать в группах.

 3.2.  Хотели бы вы проверить на эксперименте практическое  существование атмосферного давления? Оказывается, хотели этого не только вы.                     Затем учитель рассказывает об опыте Торричелли с «Магдебургскими тарелками». Слайд № 6

      В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во всём мире называют опытом с магдебургскими полушариями.

        С помощью изобретённого им воздушного насоса Герике выкачал почти весь воздух, содержавшийся в плотно сложённых медных полушариях, имевших диаметр 35,5 см. Для того чтобы оторвать полушария одно от другого, в каждое из них пришлось запрячь по восьми сильных лошадей. Шестнадцать лошадей должны были напрячь все свои силы для того, чтобы преодолеть давление воздуха примерно в 7 тысяч килограммов.                                (2 мин)

Учитель: -  А теперь сами вы хотели бы  проверить на эксперименте практическое  существование атмосферного давления?  Можно ли его увидеть?  Учитель  объясняет опыт с двумя книгами, листком бумаги и соломинкой.                                                    Лежат две книги на столе на расстоянии в одну книгу. На края книги кладут лист бумаги А4 и под нее дуют через соломинку. Ученики видят, что лист бумаги прогибается.                                                                                                               Ученики работают в парах, делают выводы о том, что выдувая из-под листа воздух, давление уменьшается и лист прогибается. В общем, доказали существование атмосферного давления. Выводы записывают в тетрадях. Слайд7. (2 мин)

3.3. Учитель просит учащихся объяснить результаты опытов.

       Учащиеся не могут объяснить, высказывают предположения. Объяснение учитель не даёт.

IV. Открытие нового знания.

4.1. Для решения, возникшей проблемной ситуации вам необходимо объединится в 3 группы метеорологов-синоптиков. Эти слова произошли от греческих слов и имеют следующие толкования: «Метеора» - атмосферные  явления; «Синоптик» - способный всё обозреть.   (табличка приклеивается на доску магнитиками) или можно показать   слайд № 9.

Первая группа готовит ответ на вопрос: Кто изобрёл прибор для измерения АД и его устройство? Как измеряется АД?

Вторая группа отвечает на вопрос: Что такое нормальное АД и как оно изменяется  с высотой?

Третья группа отвечает на вопрос:  Как изменяется АД в зависимости от нагревания земной поверхности?

     Для работы в группах вам даны карточки (см. Приложение), в которых поставлена цель работы, план работы, вопросы и географические задачи, на которые вы должны дать ответ, а также оборудование необходимое для выполнения практической работы.         (1-2 мин)

4.2. Работа над новым материалом.

     Самостоятельная работа в группах (в течение 5-6 минут): изучение и выполнение заданий, ответы на вопросы и решение географических задач, описанных в полученных карточках. Необходимые выводы, к которым должны прийти учащиеся в процессе самостоятельной работы в группах.

Первая группа метеорологов (карточка №1) должна приготовить рассказ об изобретателе прибора барометра для измерения давления Эванджелисте Торричелли примерно  следующего содержания: «Ртутный барометр был изобретён в 1643 году учеником Галилео Галилея Эванджелисте Торричелли. Он наполнил запаянную сверху стеклянную трубку и погрузил её открытый конец в сосуд с ртутью. Сначала какое-то количество ртути вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. В ходе своих опытов Торричелли сделал следующие выводы: масса (давление) атмосферного воздуха давит на открытую поверхность ртути в сосуде и не даёт выливаться ртути из трубки; колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления». Показывают рисунок – ртутный барометр, портрет ученого (см. Приложение).

Вторая группа метеорологов (карточка №2) должна подготовить выступление по теме нормальное АД и как давление изменяется с высотой, примерно следующего содержания: «Нормальным давлением принято считать давление 760 мм ртутного столба. Оно определяется на уровне моря,  на 45 параллели при температуре 0 градусов С. В настоящее время АД измеряют прибором барометром-анероидом, в котором не применяют ртуть. С высотой масса воздуха легче и температура ниже, отсюда и давление понижается».

        Дополнительная информация от учителя. На каждые 10.5 м вверх давление понижается на 1 мм рт. ст.». Показывают прибор – барометр-анероид, с использованием учебной наглядной таблицы. Называют и показывают карточку-опору с обозначением современной единицы измерения миллиметров ртутного столба (мм рт.ст) (см. Приложение).

Все учащиеся записывают в тетрадях: барометр-анероид, нормальное АД - 760 мм рт. ст. С высотой АД понижается.

Третья группа метеорологов (карточка №3) по таблице показывают и сравнивает, как изменяется АД, в связи с изменениями температуры воздуха. На разных широтах – разное атмосферное давление. По другой  таблице делают вывод: если повышается температура воздуха, то АД понижается. (Вывод записывают).

4.3. Выступление участников групп (в течение 5-ти минут). Представители от групп делают сообщения по своим вопросам. В процессе выступления все учащиеся записывают в тетрадь выводы, полученные каждой исследовательской группой, учитель обобщает выводы, при необходимости корректирует правильность сообщений, дополняет.

Главные выводы каждой группы записывают все в своих тетрадях, при необходимости учитель корректирует правильность выводов и делает дополнения.     

4.2. Мне хочется, чтобы вы после проделанной вами работы, посмотрели небольшой  видеофрагмент «работа ртутного барометра». Выводы после видеофильма.     (2 мин)

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Теперь вам многое известно о АД, как вы теперь объясните опыт с «Магдебурскими  тарелками». Подведение первичных итогов после изучения темы. Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель слушает и корректирует ответы.

Учащиеся объясняют опыт с  «Магдебургскими тарелками».  (1мин)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  (2 мин)

6.1. А сейчас я вам покажу несколько слайдов, ваша задача – быстро ответить на поставленные в них вопросы. Учитель организует  самостоятельное выполнение учащимися задания, организует самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

- Ребята! Как вы думаете, что влияет на изменение АД?

6.2.Учитель демонстрирует презентацию (слайд № 11-13), чтобы помочь учащимся ответить на вопросы.

Слайд № 9.            Тропосфера на разных широтах имеет разную толщину. 

                               Влияет ли это на АД?

Слайд № 10-11.    Почему воздушные шары  наполняют теплым воздухом?

                               Как t воздуха влияет на АД?

Слайд 12.              Как высота точки над уровнем моря влияет на АД?

6.3. Проверим ваши ответы с эталоном. Учащиеся проверяют свои ответы с эталоном. Слайд № 14: 

 6.4. Учитель задает вопрос: - Ребята! А не задумались ли вы, об уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления?

Сообщение учителя о Кроншта́дтском  футшто́ке.

VII. Физкультминутка.

Просим учеников выполнить повороты, приседания, вытянуть руки вперед. Вы чувствуете АД? Почему? Ведь воздух давит на 1 см 2  весом в 1, 03 кг (положить на руку ученику пачку соли - с такой силой воздух давит на 1 см поверхности) слайд № 15

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

8.1. Поверхность человеческого тела при среднем росте в 1,5 метра испытывает давление в 15 500 килограммов,  как масса огромного КамАЗа.  Почему же под такой огромной тяжестью предметы не сплющиваются, почему человек может ее вынести?

Слайд № 16

 Учащиеся отвечают на вопрос.

«Правильно. Воздух имеется внутри всех предметов на Земле, имеется он и внутри нашего тела, проникая во все органы. Он давит изнутри с такой же силой, как и наружный воздух. Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание – головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства.

XI. Рефлексия.

1. Что же нового мы узнали на уроке?  Возвращаемся к целям урока, которые были зафиксированы на доске и к концептуальной таблице. Учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку таблицы. Учитель выслушивает ответы учащихся.

2.Учащиеся отвечают на вопрос: Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для тебя? Желающих можно пригласить к доске и нарисовать смайлик настроения пройденного  урока.

X.   Домашнее задание:  Параграф  17, вопросы № 1-4 стр. 118.

Использованная литература:

1.Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. Издательство «Русское слово». Алексеева А.И., Болысова С.И., Николиной В.В. и др.

2. Пособие для учителя по учебнику Е.М. Домагацких. Серия «Академический школьный учебник» В. В. Николина География 6 класс.Методические рекомендацииПособие для учителя

3.Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

http://www.prosv.ru/ebooks/Nikolina_Geografia_6metod/index.html

http://fcior.edu.ru/card/4814/atmosfernoe-davlenie.html#    

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Концептуальная таблица    

Температура воздуха

Линии сравнения

Атмосферное давление

 

1. Что это такое?

 

 

2. В каких единицах измеряется?

 

 

 

3. Зачем указывают его в прогнозах погоды.

 

 

4. Что влияет на его изменение.

 

 

 

Карта оценивания:

Фамилия, имя учащегося   _____________________________________________

 

 

Этапы

Баллы

1

2

3

4

5

1.«Линии сравнения»

 

 

 

 

 

2. «Магдебурские тарелки»

 

 

 

 

 

3. Опыт с листом бумаги и книгами

 

 

 

 

 

4. Работа в группе метеорологов-синоптиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задания для группы №1.

Тема: «Об изобретателе прибора для измерения давления Эванжелисте Торричелли»

Цель:  Вам необходимо подготовить рассказ, в ходе своего повествования, используйте имеющиеся рисунки в конверте и в учебнике.

Записать  выводы в тетрадях.

Практическая работа:

Откройте страницу 115-116 учебника, параграф 17 и найдите ответы на следующие вопросы:

1. В каком году Э.Торричелли изобрёл прибор для измерения атмосферного давления?  Как он его назвал?   Как устроен этот прибор?

2. Какой опыт проделал Э. Торричелли с этим прибором и какие выводы он сделал?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для группы №2

Тема: «Изменение атмосферного давления с высотой. Нормальное АД»

Цель:  Вам необходимо подготовить выступление о том, как называются современные приборы для измерения АД,   как изменяется давление при подъеме вверх и что такое нормальное атмосферное давление.

Практическая работа:

Откройте   страницу 116 учебника, параграф 17 и  найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Как называется современный  прибор, при помощи которого измеряют  атмосферное давление?
  2. В каких единицах измеряется атмосферное давление?
  3. Дайте определение понятию «нормальное атмосферное давление».
  4. Рассмотрите рисунок изменения АД с высотой. 
  5. Дайте ответы на вопрос:      Будет ли изменяться АД с высотой?

Выводы запишите в тетрадях.

 

Задания для группы №3

Тема: «Изменение атмосферного давления в зависимости от нагревания земной поверхности».

Цель:  Вам необходимо подготовить выступление о зависимости атмосферного давления от нагревания земной поверхности.

Практическая работа:

Рассмотреть таблицу наблюдения за погодой в селе Юлуково:

Дата

13.02

14.02

15.02

16.02

17.02

Температура

(градусы Цельсия)

 

-14

 

-12

 

-11

 

-9

 

-7

Давление

(мм рт. ст.)

 

721

 

720

 

720

 

719

 

718

 

Проследите изменения атмосферного давления по дням. Как меняется температура воздуха в селе Юлуково? Ответьте на вопросы:

Существует ли связь между температурой воздуха и атмосферным давлением?  

Подумайте, влияет ли географическая широта места на изменение АД?

Выводы запишите в тетрадь.

 

Категория: 6 класс | Добавил: Аниса
Просмотров: 1920 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Аниса • 8:13 AM, 2015-02-23
Урок, проведённый по этой моей разработке помог выиграть в конкурсе "Учитель года - 2015"
avatar
Вход на сайт

Поиск

   Мои страницы
   в образовательных 
   порталах 
 
  • Информационно- образовательный портал Республики Башкортостан
  • Социальная сеть работников образования

  •   Полезные ссылки
      Министерство
     образования РБ

    Институт развития
     образования

     Отдел образования
     Гафурийского района

     Село Юлуково
    Сайт Давыдовой

    Сайт Исиргаковой

     
    Календарь

    Архив записей